6 февраля 2013 г. в рамках компетентностной недели состоялась лекция-беседа на тему: «Фортепианное творчество С. Рахманинова.» Учащиеся класса прослушали рассказ о жизни и творчестве композитора. Основной акцент был сделан на фортепианном наследии композитора.
Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской.
Рахманинов был проникновенным певцом русской природы.
Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей.
Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Произведения для фортепиано — важная и очень значительная часть творческого наследия композитора, что обусловлено, в первую очередь, тем, что сам Рахманинов был величайшим пианистом своего времени.
Фортепианное творчество композитора отличается удивительным жанровым разнообразием, оно включает концерты, вариации, сонаты. Особое место в творческом наследии Рахманинова принадлежит жанру миниатюр.
Это была та область, где складывался и отшлифовывался стиль, где осуществлялся поиск новых образов и средств выразительности. Одна из них заключается, прежде всего, в усилении роли лирического начала, в возрождении романтических стилевых признаков, романтического мироощущения.
Человеческая личность, с ее богатой внутренней жизнью, образы природы, которые часто служат «поэтическим аккомпанементом человеку», становятся в центре внимания многих художников.
Рахманинов, прежде всего, композитор — лирик. «Чеховская тоска по идеалу и красоте, теплота и гуманность отношения к переживаниям простого, обыкновенного человека, поэтичность художественного мышления — все это было очень близко Рахманинову и нашло отражение в его собственном творчестве.
Значительность и разнообразие содержания, обращение к героическим, драматическим, эпическим и трагедийным образам, внутренняя конфликтность и интенсивность развития, усиление концертно–виртуозного начала, — все это позволяет поставить пьесы Рахманинова в один ряд с его сочинениями крупных форм.»
Рассказ о творчестве композитора чередовался с прослушиванием музыкальных фрагментов. В конце беседы ребята рассказали, что музыка С. Рахманинова произвела на них большое впечатление, и они с удовольствием в дальнейшем будут слушать произведения этого композитора.
Преподаватель фортепиано Гноро Н.В.