Заботливым родителям будущих музыкантов  (ответы на вопросы)

Вопрос 1. «Скажите, из него будет толк?»

Всех заботливых родителей беспокоит будущая судьба их детей. И мы тревожимся и переживаем уже заранее, выбираем своему ребенку поле деятельности, хотим, чтобы ребенок шел по жизни ровно, к четко поставленной цели. А для этого мы пытаемся определить ему эту цель. Если родители решили отдать ребенка в музыкальную школу, то таких целей может быть две. Первая – для общего гармоничного развития, вторая – путь в профессию (музыкант-инструменталист, музыкальный педагог, артист оркестра и т.п.). Есть, правда, еще и третья – чтоб не болтался на улице, но ее серьезно рассматривать мы не будем.
Конечно, каждому родителю хочется знать, стоит ли ребенку тратить время и силы на музыкальные занятия. А вдруг это не его призвание? И тогда, приводя шестилетнего ребенка на прослушивание, родители спрашивают: «Когда нам скажут, стоит нашему ребенку заниматься или нет? Из него будет толк?»
Ответить на этот вопрос более-менее утвердительно можно лишь по прошествии определенного количества времени. Но всем без исключения родителям необходимо знать следующее:

1. Процесс обучения позволяет существенно развить музыкальные способности, имеющиеся у ребенка от природы.
2. Процесс музыкального образования зависит не только от способностей, но так же и от уровня сформированности многих личностных и психологических качеств, таких как воля и настойчивость в достижении результата, усидчивость, внимательность, способность к самоконтролю. Максимума развития им еще только предстоит достичь во время учебы. Без них занятия музыкой невозможны.
3. Чтобы у ребенка сложилось серьезное отношение к музыкальным занятиям, родители со своей стороны должны правильно организовать домашние музыкальные занятия (замечу – каждодневные!). Время, которое понадобиться для этого, у всех детей разное: от нескольких месяцев до нескольких лет.
Нетрудно заметить, что в перечисленных выше пунктах фигурирует одно и тоже понятие, а именно – ВРЕМЯ.
И вот тогда, уважаемые родители, можно будет ответить на вопрос о том, стоит ли заниматься Вашему ребенку музыкой. Да Вы, наверное, уже и сами к тому времени сможете на него ответить. И если вдруг поймете, что Вашему ребенку не быть музыкантом – не расстраивайтесь, не жалейте о якобы потерянном времени. На самом деле оно не потеряно, а потрачено ребенком с пользой на формирование своего характера, на определение жизненных приоритетов.


Вопрос 2. «Как я смогу помочь, ведь я не музыкант?»

Часто приходится слышать, как родители будущих музыкантов, а пока – девчонок и мальчишек 6-7 лет, делятся с педагогом своими опасениями: «Я не музыкант, и своему ребенку не смогу ничем помочь, не смогу с ним делать домашние задания», и т.п., и т.д. Безусловно, главную и направляющую роль в становлении и росте маленького музыканта играет педагог, но и Вам необходимо помнить о своей не менее важной роли.
Начало регулярных занятий на инструменте почти всегда связано с тем, что наши дети начинают сопротивляться. Еще бы, приходится совершать множество волевых усилий, а к этому готовы далеко не все дети. Достаточно сложно маленькому человеку сразу осознать необходимость и важность каждодневных занятий, не всякий ребенок сразу может учить гаммы и упражнения, повторяя их десятками раз. (Не всякий родитель готов заставлять свое чадо заниматься каждый день!) Проявите чувство искренней заинтересованности в занятиях ребенка, поддержите его своим дружеским участием, попробуйте учиться вместе с ним, и не забывайте хвалить Вашего ребенка даже за минимальные успехи.
Конечно, педагог приложит массу усилий, чтобы уроки проходили в интересной, по началу может быть даже игровой форме. Но и Вы, дорогие родители, должны объяснять детям, что результата сразу почти никогда не бывает. Для того чтобы что-то получалось, необходимо много трудиться (сами будьте готовы к тому, что занятия музыкой – это серьезный труд, и поверьте – благодарный).
Достаточно часто родители задают следующий вопрос: стоит ли заставлять ребенка заниматься, если он не хочет? К сожалению, не могу дать Вам универсального ответа. Изучив некоторое количество биографий великих музыкантов, могу сказать следующее: к каждому ребенку необходимо искать свой подход.

  • Отец будущего великого композитора Джоаккино Россини (1792 – 1868) был вынужден сначала воспитывать своего ребенка физическим трудом, потому что мальчик совершенно не хотел учиться. Джоаккино работал в кузнице, и только это позволило его дисциплинировать. Сознательное влечение к музыке у мальчика появилось только в 12 лет. Уже в 14 лет стал членом Болонской филармонической академии. Композитор Дж. Россини известен нам как автор множества опер, его творчество повлияло на развитие всего европейского оперного искусства XIX века.
  • Будущий знаменитый пианист и композитор Ференц Лист (1811 – 1886) начал заниматься музыкой с 6 лет. Все музыкальные занятия мальчик усваивал с замечательной легкостью. Казалось, ему все было известно ранее и требовалось только вызвать внешнее проявление. Глаз читал ноты как бы шутя и маленькие пальцы ударяли по клавишам с такою быстротою, правильностью и уверенностью, как-бы после многолетних упражнений. Музыкальные занятия чрезвычайно увлекали мальчика. Вообще очень подвижный, веселый, игривый - он засиживался за фортепиано до тех пор, пока мать, опасаясь за его здоровье, не отгоняла его от инструмента.
  • В воспитании Антона Рубинштейна (1829 – 1894) - будущего пианиста, композитора и дирижера, большую роль играла строгость, не останавливавшаяся перед телесными наказаниями. Первоначальное обучение Антона на фортепиано начались с 6 лет. С педагогом Антон занимался с 8 до 13 лет. «По обыкновению того времени – дело учебное шло сурово, с большой строгостью – в ходу были линейки, толчки и даже пощечины… Я не скажу, чтобы лично был за строгость, но я враг и распущенности, - дисциплина воли должна быть непременно» («Вспоминания А.Г.Р.»)
    Результатом этих занятий было то, что уже в 10 лет Антон Рубинштейн дал публичный концерт в Москве в Петровском парке, а в следующем году он предпринял со своим учителем концертное путешествие по Европе, превратившееся в триумфальное шествие гениального мальчика.
  • В консерватории Анатолий Лядов (1855 – 1914) - будущий композитор, учился игре на скрипке и фортепиано. Далее он перешел в класс практического сочинения Н.А.Римского-Корсакова. В этот класс он стремился всей душой, но, поступив в него, стал работать все меньше и меньше, и, наконец, вообще перестал посещать занятия. Дело дошло до того, что директор консерватории вынужден был исключить А.Лядова за прогулы. Римский-Корсаков отказался ходатайствовать о возвращении своего ученика в консерваторию. Суровость его была благодетельна для Лядова в том смысле, что заставила взяться его за работу. Такое отношение учителя к ленивому ученику внушило последнему, вероятно, то уважение, которое Лядов сохранял к Н.А.Римскому-Корсакову всю свою жизнь.
  • Отец Даниила Шафрана (будущего великого виолончелиста) так рассказывал о своих занятиях с сыном: «Заниматься с Даней было очень легко. Он быстро все осваивал, а главное, с удовольствием работал на инструменте. Его никогда не надо было заставлять заниматься».
    И эти примеры можно продолжать до бесконечности. У каждого музыканта свой путь к музыке, наша задача, задача родителей и педагогов, состоит в том, чтобы помочь ребенку найти этот путь.
    И кстати, как Вы думаете, стоило папе Дж. Россини заставлять его заниматься музыкой?
  • Чем еще могут помочь заботливые родители своему ребенку? 
    Читая многочисленные биографии великих музыкантов, замечаешь одну особенность. Все биографы как будто сговорились писать одно и то же: «…будущий композитор (пианист, скрипач, виолончелист и т.п.), рос в атмосфере музыки…». Но не обязательно в атмосфере профессиональной музыки.
    Хочется процитировать ценное высказывание величайшего пианиста ХХ века Г.Г.Нейгауза, касающееся роли внешних факторов в процессе формирования сторон моцартовского гения: «… Это происходило не только потому, что он (Моцарт) обладал гениальной одаренностью, но и потому, что он рос в атмосфере музыки и постоянно ее слышал». Слова Нейгауза справедливы в отношении значительного числа выдающихся музыкантов!
    Что же это такое – «музыкальная атмосфера»?
    Пьесы и этюды в начале учебы – это лишь первые робкие шаги. Вряд ли эти музыкальные произведения способны сильно взволновать и вызвать восторг. А вот театр – способен! Отведите Вашего ребенка в оперный театр. Ничего страшного, если сами Вы там ни разу не были. Это будет открытием и для Вас.
    Первые и сильнейшие музыкальные впечатления 4-летнего Давида Ойстраха (будущего великого скрипача) были связаны с оперным театром, где его мать пела в хоре. Много лет спустя Ойстрах писал: «…Ощущение «звучащего чуда» никогда не изгладится из моей памяти… Нельзя не пожалеть, что современные дети, привыкшие с пеленок к звукам, доносящимся к ним из репродукторов лишены этого необычайного ощущения, этой радости – впервые услышать «живой» оркестр».
    Детский музыкальный театр, опера, балет, драматический театр поспособствуют тому, что у ребенка будут неосознанно формироваться представления о том, что кроме жизни физической есть еще жизнь эмоциональная, духовная. Потребность в ней так же необходимо воспитывать, и я думаю, что мне не нужно Вас в этом убеждать.
    Чтобы Ваш совместный поход в театр был увлекательным и запоминающимся, прочтите несколько советов о том, как правильно это сделать (стр. ).
    К сожалению, в наше время необходимо делать поправку на ряд факторов, которых не было даже 30 лет назад. Зачастую, музыкальные впечатления детей ограничиваются тем, что они слышат по TV. Дети узнают скрипичные концерты А.Вивальди «Времена года», только они считают, что Вивальди написал их специально для рекламы йогурта. Да, так-то вот. Смешно и немного страшно.

Дорогие, уважаемые родители!
Вам вполне по силам сделать так, чтобы уши Ваших детей не были забиты «музыкальным хламом». В Ваших силах переключить программу TV с дешевеньким музыкальным ширпотребом, или вообще его выключить.
Сейчас создать музыкальную атмосферу в доме достаточно просто. При том обилии хорошей музыки, которую мы можем купить в магазине, остается только сделать правильный выбор. Пусть это будут детские циклы Чайковского, Прокофьева, Дебюсси, Равеля, Шумана. Познакомьте своего ребенка с балетами-сказками Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», Прокофьева – «Золушка», и т.п. Прекрасная музыка из мультфильмов композиторов Гладкова, Рыбникова, Зацепина. Хорошая музыка, которая у всех на слуху – «Времена года» Вивальди, «Времена года» Чайковского. Сейчас мы имеем доступ к огромному количеству хорошей музыки: как классической так и современной, русских и зарубежных композиторов. Так давайте используем это изобилие на благо наших детей, пусть и им достанется «кусочек» живительной «музыкальной атмосферы».


Вопрос №3. «Не страдает ли общее развитие ребенка, если уделять много времени и сил лишь музыкальному развитию?»

(о кажущейся «однобокости» музыкального развития)
Многими педагогами, психологами и музыкантами написано большое количество научных трудов на эту тему. Главное, пожалуй, заключено в следующем.

1. Психофизиологии утверждают, что каждый здоровый младенец (и даже будущий новорожденный, находящийся еще в утробе матери!) уже обладает всеми основами чуткого восприятия к миру, т. е. всем необходимым для того, чтобы вырасти эмоционально отзывчивым и музыкально чутким человеком. Действительно, младенцу потенциально доступно обладание всей системой основных эмоций. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта.
Здоровому ребенку присуща высокая степень врожденной чувствительности ко всем проявлениям окружающей жизни и воздействиям людей, находящихся рядом. В частности ребенок от природы чрезвычайно восприимчив ко всем характеристикам звука. Однако в современной семье врожденная чувствительность ребенка часто детренируется либо чрезмерным ограничением доступа многообразных звуков («дома ходят все на цыпочках»), либо разрушается сверхсильными раздражителями (излишними источниками шума, криками). Эмоциональная сфера, становится похожей на испорченный аппарат, который накапливает в основном лишь деструктивный опыт эмоциональных состояний, негативных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития.
Отсюда вывод.
Очевидно, что музыкальная деятельность несет в себе не только богатейшие возможности развития способностей восприятия звуков, но и может выполнять функции психотренинга таких психических свойств, как эмоциональная устойчивость, организованность, управляемость и лабильность, гибкость, отзывчивость.
2. Очевидно, что в основе педагогической работы могут лежать не столько музыкально-исполнительские задачи, сколько задачи развития эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, внимания, памяти, мышления, где музыка становится средством, а не целью.
Общие способности проявляются в любом виде предметной деятельности. Они носят универсальный характер и являются фундаментальными, основополагающими в обеспечении успешности той или иной конкретной деятельности (например, музыкальной).
Музыкальность, как специальная способность личности имеет универсальное проявление в человеческой деятельности:
• Обеспечивает адекватное восприятие и осмысление звуковой информации – интонационной речи и музыкального языка;
• Способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памяти;
• Стимулирует воображение и развитие образной сферы человека;
• Активно содействует развитию эмоционально-волевых качеств и работоспособности личности, регуляции ее поведенческих реакций;
• Участвует в формировании ценностных ориентаций. В этом смысле развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и буквально для каждого ребенка.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что внутренний механизм музыкальных способностей базируется на структуре общих музыкальных способностей (восприятии и ощущении, внимании и памяти, представлении и воображении и, конечно, мышлении) и не может быть развит вне их.
Отсюда вывод:
Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, а, прежде всего, как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущения, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. универсально познавательных свойств личности.

Автор статьи преподаватель музыкально-теоретических дисциплин О.А.Стефанович 

Сейчас на сайте 93 гостя и нет пользователей