Оганисян А.И. - Концептуальные основы современного музыкального образования в классе «Фортепианного ансамбля»

В современном мире процесс музыкального обучения активно влияет на формирование универсальных качеств и свойств, необходимых в любой профессиональной деятельности. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности.

Предмет «Фортепианный ансамбль» неотъемлемое звено в учебном процессе учащихся. В процессе коллективного музицирования происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий, двигательные навыки развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося. Занятия фортепианного ансамбля способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления.

Выбор произведений подчиняется как перспективе развития учащегося, так и задачам обучения. При составлении ансамбля всегда учитывается возраст, психологию, способности учеников, возможность посещать занятия. Этот психологический фактор играет важную роль при совместной игре двух учащихся. Партнёрами в этом случае выбираются по возможности одного возраста и одинакового уровня подготовки.

К первым шагам ансамблевой техники начального обучения относятся: особенности посадки, педализации, способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнёрами, согласование приёмов звукоизвлечения; передача голоса от партнёра к партнёру; соразмерность в сочетании нескольких голосов. Игра за одним инструментом, в отличие от сольного исполнительства, начинается с самой посадки, так как каждый имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры.

Партнёры должны так её «поделить» чтобы не мешать друг другу. Иногда непрерывность ансамблевого исполнения нарушается из-за отсутствия у пианистов простейших навыков переворачивания страниц и отсчёта длительных пауз. Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой. Нужно посоветовать исполнителям применение дирижерского замаха ауфтакта, с этим жестом одновременно взять дыхание. Не менее важное значение имеет и синхронное окончание исполнения произведений. К элементарной техники ансамбля также относится передача партнёрами друг другу «из рук в руки» пассажей мелодий, аккомпанементов, контрапункта, «подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру, не разрывая музыкальной ткани.

Динамический диапазон ансамблевого исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как наличие двух и пианистов позволяет полней использовать клавиатуру. Выбор аппликатуры приобретает особенно важное значение, помогает преодолеть пианистические трудности. Случаи «перекрещивания» пальцев в ансамблевой практике встречаются чаще, чем в сольном исполнении.

Формирование чувства ритма важная задача в музыкальной педагогике. Специфическая задача ансамблевых классов - воспитание коллективного ритма.

Темпо-ритм (музыкальная пульсация) - при всей строгости должен быть естественным и органичным.

Трудности музыкально-ритмической (рубато, агогика) свободы легче преодолеваются по примеру учителя, который непосредственно вовлекает в ускорение и замедление музыкального движения.

Паузы должны восприниматься учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка. Начинающие музыканты в ансамблевом игре не всегда обладают навыками отчёта длительных пауз. Эффективный способ при этом – поиграть звучащую у партнёра музыку.

Игра в ансамбле отличается от сольной, тем самым способствует более интенсивному развитию специфических способностей учащегося-музыканта, например:

а) слуха (гармонического, мелодического, полифонического, тембро-динамического),

б) памяти (аналитической, логической, рациональной).

Чтение с листа является одной из наиболее эффективных форм, развивающей весь комплекс музыкальных способностей. Мы - педагоги знаем, какой гибкий аппарат у хороших чтецов с листа. Надо добиться длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движений рук, тем самым, обеспечивая цельность игрового процесса.

Современной музыке свойственны резкие нарушения классических гармонических и метроритмических норм, происходит ломка привычных структур языка, форм, ритма, вокальных приемов, всей системы взаимоотношений гармонии, мелодии, полифонии. Слух ученика, воспитанный на классических канонах, требует кардинальных перемен для того, чтобы преодолеть инерцию в освоении выразительных средств современной музыки.
В качестве материала для такой трудной, но очень важной работы мы часто исполняем произведения как современных отечественных композиторов-классиков. В основе учебного процесса стоят задачи отвечающие предметные, метапредметные, личностные стороны развития учащихся.

Обучающие: (предметные)
-обучить практическим умениям и навыкам коллективного музицирования
-обучить передавать единый замысел композитора, соблюдая ритмическое и темповое соответствие, взаимодействию с партнером;
- обучить гибко реагировать на изменение фактуры, подхватывать партию партнера в непредвиденных случаях;
- уметь непрерывно вести музыкальную линию;
- научить понимать структурные закономерности музыкального языка;

Развивающие:
- развитие основных музыкальных способностей
- способствовать развитию аналитической, логической, рациональной памяти.
- развитие образного мышления учащихся воображения, восприятия и способствование формированию обобщённых музыкальных понятий.
- развить навыки непрерывного чтения нот, непрерывного внимания.

Метапредметные:
- проявление творческой инициативы и самостоятельности
- стремление к общению с искусством и художественному
самообразованию
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых
корректив для достижения целей
- применение полученных знаний о музыке к решению разнообразных
художественно-творческих задач
- использование различных источников информации, умение работать с
различными источниками информации

Воспитательные (личностные);
- воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность…) -воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений,
- воспитание уважительного отношения к иному
- формирование у детей и подростков социальной активности, гражданственности и любви к Родине.

Справиться с этими задачами помогают использование в учебном процессе современных технологий. В своей работе я имею возможность ввести в учебный процесс компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Учитывая различные аспекты инструментального музицирования , инструментальные дуэты с разными инструментами ,например с клавишным синтезатором, дают хорошие результаты. В процессе обучения, особенно, при игре в режиме «автоаккомпанемент», хорошо развивается и дисциплинируется чувство ритма, формируется гармонический слух.

Таким образом, ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта учащихся, расширения их кругозора, воспитания и формирования художественного вкуса.

Сейчас на сайте 139 гостей и нет пользователей