Germany | Finland | Saint Petersburg | Drive

Концепция патриотического и гражданского воспитания учащихся

Опубликовано в Гражданское и патриотическое воспитание

Концепция патриотического и гражданского воспитания учащихся ГБОУ Школы «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Гражданское и патриотическое воспитаниеКонцепция патриотического и гражданского воспитания учащихся ГБОУ Школы «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга разработана на основе Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации,  отражающей совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Реализация основных положений Концепции направлено на формирование и развитие патриотических чувств учащихся школы, без которых нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у учащихся школы как важнейшего направления ее деятельности.

Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым.  

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание в школе, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, на современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:   

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;   

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;   

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;   

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;   

- привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;   

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.  

Принципами патриотического воспитания являются:   

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;   

- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.   

Основы организации работы по патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в работе школы.   

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации "Об образовании", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.   

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях.   

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, основных религиозных конфессий страны.

Система патриотического воспитания в школе призвана обеспечивать целенаправленное формирование у обучающихся активной позиции, создавать условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает разработку  учебных  программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом возрастных особенностей учащихся; развитие и совершенствование форм и методов воспитания; обобщение результатов учебно-методических разработок.   

В основе Концепции положены следующие организационные принципы патриотического воспитания:
1.    всеобщность воспитания;
2.    обязательность воспитания;
3.    непрерывность воспитания;
4.    комплексность воспитания.

Принцип всеобщности означает, что патриотическому воспитанию подлежит все возрастные категории учащихся школы.   

Принцип обязательности патриотического воспитания предусматривает обязательное привлечение учащихся к:
1.    изучению исторического прошлого нашей Родины, ее трудовых и боевых традиций;
2.    социально-педагогическому, культурно-историческому, правовому, психологическому, специфическому воспитанию;
3.    военно-патриотическому воспитанию, как составной части патриотического воспитания.

Принцип непрерывности патриотического воспитания означает регулярное, периодическое во времени обучение учащихся, обеспечивающее поддержание объемов необходимых знаний, умений и навыков на уровне не ниже минимально необходимого.

Принцип комплексности предполагает совместное одновременное патриотическое воспитание всех участников образовательного процесса в школе.    

Патриотическое воспитание школьников должно проводиться не эпизодически, не в виде кампаний или специальных дисциплин, вводимых в школе, а как система, органически вошедшая в образовательный процесс школы.   

Педагогическая технология работы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации

Ведущие качества личности гражданина формируются в дошкольном возрасте, развиваются и совершенствуются в начальных классах школы, а впоследствии – на других возрастных этапах, обретая новое качество. Отсюда специфика патриотического воспитания детей заключается в том, то на первый план выступает задача воспитания патриотизма, любви к Родине. Выполняя эту задачу, педагоги-воспитатели должны стремиться к формированию у ребенка, уже на самой ранней стадии его развития, правильных представлений о нашей Родине, дают им необходимые знания о ней.

У младших школьников развитие патриотических чувств нередко опережает представление о Родине. Учитель должен вести систематическую работу над расширением кругозора детей о Родине, реализовывать принцип опережающего обучения.

Учителям начальной школы следует усилить патриотическую направленность в воспитании учащихся. Начальная школа должна вести целенаправленную работу по воспитанию у младших школьников правильного понимания роли Российской армии. На уроках чтения первоклассники должны получать представление о единстве армии и народа, о постоянной готовности Российских Вооруженных Сил отразить врага, о героизме российских солдат в войне с врагами, о детях-героях, о победе над фашистами, о празднике 9 Мая, о борьбе за мир.   

Во втором классе представления детей об отношении нашего народа к защите Родины должны обогатиться. Обширный героико-патриотический материал должен быть представлен и в программе для чтения в третьем и четвертом классах.

Результаты патриотического воспитания младших школьников более значительны в том случае, если учителя знакомят детей не только с тем, как действовали воины в опасные моменты, но и с тем, что побуждало их на героические подвиги, ради чего они воевали. Чтобы работа по формированию патриотического воспитания младших школьников носила целенаправленный характер, рекомендуется группировать его по признакам патриотизма. В целях осуществления задач патриотического воспитания учителям при подготовке к уроку необходимо:
1.    Выделить содержание материала урока, дающего возможность воспитывать патриотизм;
2.    Выяснить, как в этом содержании выражены мотивы патриотических поступков;
3.    Определить, по каким признакам патриотизма и другим морально-волевым качествам, и в какой последовательности следует раскрывать содержание материала.

Патриотическое воспитание должно вестись как на уроке, так и во внеурочное время. При правильной постановке вопроса ученики младших классов будут охотно шефствовать над инвалидами, пенсионерами, ветеранами войны и труда, нести почетные караулы у мемориальных досок в память погибших воинов, следить за братскими могилами и захоронениями воинов, принимать участие в выращивании саженцев и цветов у братских могил, начнут приобщаться к следопытской работе, участвовать в концертах художественной самодеятельности и т.д.   

Таким образом, в начальной школе патриотическое воспитание в процессе обучения, прежде всего, имеет ярко выраженную нравственную, мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Включение младших школьников в разнообразные виды общественно-патриотической практики позволяет реализовать связь обучения с внеурочной работой, обеспечить единство сознания и поведения детей.   

Важное место в системе патриотического воспитания граждан, начиная с пятого класса, должно занимать изучение истории. С точки зрения системного подхода, уроки по изучению истории нашей Родины будут более эффективными в том случае, если учитель добьется целостного представления внутренней связи между явлениями и фактами, отражающими патриотизм и героизм русского народа, стремление к свободе, готовность с оружием в руках защищать свою Родину. На уроках истории учащиеся должны знакомиться с понятиями справедливой и несправедливой войн. На конкретных примерах они должны убедиться, какое значение для защиты Родины имеет чувство любви к ней, свободолюбие, ненависть к врагам. Причем патриотическое развитие учеников должно зависеть не от того, насколько они запомнят детали исторического события, а, как правило, от его идейной, нравственной оценки.   

Задачи патриотического воспитания должны реализовываться в процессе преподавания правоведения, курса новейшей истории, на уроках географии, литературы, русского и иностранного языков, изучения произведений о природе, на уроках изобразительного искусства, естественно-математических дисциплин, основ безопасности жизнедеятельности, на уроках физической культуры.   

Особая роль в патриотическом воспитании граждан принадлежит изучению основ военного дела. Данный предмет школьники изучают в десятых и одиннадцатых классах в рамках дисциплины “Основы безопасности жизнедеятельности”. На этих уроках будущие воины должны приобретать необходимые военные знания и практические навыки в объеме подготовки молодого солдата, освоить основы гражданской обороны. С психолого-педагогической точки зрения, деятельность школьников на занятиях по ОБЖ характерна тем, что она наиболее адекватно, чем любой другой предмет, должна отражать объективный характер службы в армии и те требования, которые на первых порах предъявляются молодым воинам в условиях действительной службы. Педагогическое значение этого предмета заключается также в том, что он позволяет в комплексе осуществить идейно-политическую, психологическую и практическую подготовку школьника к защите Родины.  

Любовь и интерес к военному делу, стремление совершенствовать свои военные знания у школьников развиваются только тогда, когда героико-патриотическое воспитание школьников и их вооружение основами военных знаний находятся в диалектическом единстве.  

Таким образом, планирование и проведение уроков с учетом межпредметных связей позволят закрепить знания учащихся по другим предметам и тем самым повысить качество патриотического воспитания.   

Рассмотрение вопросов, связанных с осуществлением патриотического воспитания в учебном процессе, дает основание выделить следующие принципиальные положения. В каждом учебном предмете содержится большой круг важнейших идей мировоззренческого, военно-патриотического характера, усвоение которых является нравственной и психологической основой воспитания патриотов Родины.

Определились основные направления осуществления патриотического воспитания в учебном процессе:
1.    умело подобранное содержание урока, реализация принципа историзма в преподавании основ наук, показ на многочисленных примерах приоритета отечественной науки, воспитание учащихся на примерах жизни и деятельности выдающихся личностей, рациональная организация познавательной деятельности на уроке, сочетание с активной внеучебной военно-патриотической работой учащихся;
2.    проведение специальных тематических уроков на патриотические темы;
3.    привлечение на уроках дополнительного, в том числе местного, материала по героико-патриотической теме;
4.    усвоение военной лексики;
5.    решение разнообразных познавательных задач с патриотическим содержанием;
6.    использование макетов, приборов, таблиц, схем, видеофильмов, слайдов при объяснении различных тем уроков.

Каждый предмет, изучаемый в школе, может и должен эффективно служить целям патриотического воспитания.
Учитывая специфику Школы «Музыка», которая изначально была организована, как учебное заведения для подготовки мальчиков для службы в военных оркестрах, особое место в патриотическом воспитании должно занять направление, связанное с созданием музея военных музыкантов.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
   Музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение художественной культуры  России, гордости за своё Отечество, школу, то есть чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины, воспитание гражданина и патриота, носителя культуры, знающего историю своей школы, культуры, страны.
Школьный музей, как часть  открытого образовательного учреждения, в нашем понимании его функций и возможностей, способен не только быть связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями, но подлинно стать центром патриотического воспитания.  
Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.
Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать деятельность учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории школы
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив обучающихся, совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея, организует учет и хранение существующих фондов, проводит экскурсии по экспозициям музея, разрабатывает план работы.
Осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности комплексного школьного музея в учебно-воспитательном процессе.
Координацию деятельности совета осуществляют руководитель школьного музея совместно с заместителем директора по воспитательной работе. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности  поколений, славных боевых традиций.
     Контроль выполнения  программы  развития,   организации работы музея по использованию в учебной, внеклассной, внешкольной работе, надзор за выполнением условий хранения подлинников  осуществляют директор школы, его заместитель по воспитательной работе.
 В результате осуществления программы развития комплексного школьного музея ожидается:
- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,
- возрождения истинных духовных ценностей российского народа,
- сохранение и развитие его славных боевых, культурных традиций,
- оптимизация работы по патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.

Другое направление, связанное со спецификой учебного плана, позволяющего осуществлять эффективное обучение и развитие эмоциональной сферы, интеллекта и эстетических чувств каждого ученика средствами музыкального искусства, это осуществление концертно-просветительской деятельности для разных категорий слушателей, включающей самые социально незащищенные слои населения – детей и пенсионеров. К данному направлению относятся такие школьные проекты, как Купчинская детская филармония, система концертов для ветеранов района, посвященных памятным датам государства, участие творческих коллективов школы в районных мероприятиях, имеющих патриотическую тематику.

Используется и традиционное направление  патриотического воспитания - это воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
1.    Мероприятия по увековечиванию памяти воинов, павших в борьбе за независимость нашей Родины.
2.    Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
3.    Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
4.    Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам.
5.    Организация конкурсов стенгазет, плакатов, посвященных военно-патриотической тематике, радиогазета.

           Отдельным направлением является организация военно-спортивных игр. Прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.

 Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации   Официальный информационный портал единого государственного экзамена Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге