Germany | Finland | Saint Petersburg | Drive

Содержание материала

Традиционное и новаторское в системе профессионального музыкального образования.

В современной образовательной системе теория и практика школьного воспитания выходит на качественно новые рубежи, на обновление педагогических концепций и технологий, которые на первое место выдвигают задачу формирования и становления личности как высшей цели образования.

Важную роль в формировании системы духовно-ценностных ориентиров школьников  играют учебные дисциплины художественно-эстетического цикла, среди которых музыкальное искусство. 

Национальная система общего музыкального образования прошла эволюционный путь развития от многовекового «донаучного» этапа накопления опыта народной педагогики, традиций музыкального воспитания детей в российской семье к созданию системы массового музыкального образования. В 1906 г. известный русский композитор и педагог С. И. Танеев совместно с педагогами-музыкантами Е. Э. Линёвой, Б. Л. Яворским и Н. Я. Брюсовой основал в Москве Народную консерваторию, которая продолжала традиции, заложенные М.А.Балакиревым в Бесплатной музыкальной школе. Он сумел привлечь к работе таких музыкантов, как Н. М. Данилин, А. Д. Кастальский, Н. К. Метнер, П. Г. Чесноков и др. Благодаря усилиям Т. С. Шацкого и В. Н. Шацкой были открыты два общества «Cетлемент» (19051908 гг.)и «Детский труд и отдых» (1909 г.), с целью проведения культурно-воспитательной работы среди детей и подростков. Сплотив вокруг себя увлечённых педагогов -единомышленников, они исследовали развитие личности ребёнка в многообразной деятельности: трудовой, игровой, музыкальной. Основополагающими в школе этого периода стали задачи массового музыкального воспитания, которые разработали Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский.

70-е годы прошлого столетия отмечены «эпохой» создания и внедрения в школах системы массового музыкального воспитания Д. Кабалевского - автора целостной педагогической концепции музыкального воспитания школьников. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д. Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное. Это созвучно призыву Б. В. Асафьева «изучать музыку в школе не просто как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке приливы и отливы моря жизни». Отечественная педагогика с первых лет настаивала на доступности и всеобщности музыкального воспитания. Исходя из общих тенденций, музыкальная педагогика ХIX-ХХ вв. основывалась на предположении о возможности гармоничного развития личности. Музыкальное воспитание в школе составная часть воспитания в целом, поэтому каждый учитель, воспитатель должен ясно себе представлять общие задачи поставленные перед школой 

Современные задачи развития подрастающего поколения подтверждают актуальность и порождают необходимость нахождения более эффективных путей музыкального воспитания, знания его истории и современного состояния. История музыкального воспитания показывает, что музыкальное воспитание издавна мыслилось как неразрывная часть музыкальной культуры в целом.

Многое изменилось в социокультурной обстановке с тех пор, когда Д. Кабалевский внедрял в жизнь свою программу по музыке. И, хотя жизнь вносит свои коррективы, создаются новые авторские программы, можно с уверенностью сказать, что тенденции развития современной музыкальной педагогики подтверждают жизненность художественно-педагогической концепции Д. Кабалевского, и в основе всех новых теорий лежат идеи и принципы выдающегося музыканта-реформатора.

К таким идеям можно отнести принцип тематического построения уроков музыки в школе. Нельзя сказать, что в музыкальном образовании никогда раньше не использовались тематические музыкальные занятия. При проведении уроков время от времени учителя обращались к тематическим занятиям, но этот тематизм не носил системного, философски обоснованного характера. После появления учебной программы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского для начальных и средних классов школы, возникли другие программы музыкального воспитания, использующие принцип тематизма в качестве ведущего именно в системе.

Ещё одной идеей, нашедшей своё продолжение в последующих разработках, стала идея культуросообразного  трактования содержания музыкального образования. В системе Д. Кабалевского музыкальное образование понимается как часть духовной культуры человека. Главенствующим принципом этой концепции, выступал принцип преподавания музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью; в качестве центральной педагогической проблемы им была выдвинута проблема создания и сохранения эмоциональной увлечённости музыкой. Процесс приобщения школьников к музыке наконец-то стал опираться на закономерности собственно музыкального искусства. 

Определённым революционным моментом программы Д. Кабалевского явилось введение понятия «интонация»; осознание детьми истоков музыкальной интонации, её связи с реальными, жизненными процессами было провозглашено приоритетным. Сейчас большинство учителей музыки опираются на этот принцип.

В методике работы с детьми, предложенной Д. Кабалевским, интересным было развитие метода беседы о музыке и музыкантах. Он вел беседу со школьниками не в поучающем тоне, а как бы рассказывая, объясняя и убеждая собеседников в красоте и гармонии музыки, в целесообразности применения средств выразительности композитором и исполнителем и т.д.

Научная разработка задач модернизации содержания, форм, методов обучения, претворения инновационных технологий невозможна без учёта достижений прошлого, идей, которые прошли проверку временем в учебно-воспитательном процессе. Перед русской музыкально-педагогической наукой возник целый комплекс задач, одна из которых состояла в необходимости рационального и гармоничного объединения прогрессивных традиций зарубежных музыкальных образовательных систем с национальной ментальностью. Модернизация образовательной системы России связана с национальным возрождением, с коренными социально-экономическими, демократическими преобразованиями в обществе.

На законодательном уровне разработаны новые идейно-концептуальные, теоретико-методологические школьные программы по музыке, где определены основные стратегические цели и приоритеты развития образования нашей страны на ближайшие десятилетия. Важнейшие положения этих документов отображаются в Государственных образовательных стандартах и конкретизируются в учебных программах. Базируясь на передовые педагогические концепции, они обуславливают методику реализации учебно-воспитательных задач. В программах реализована концепция музыкального воспитания на основе русской национальной культуры, суть которой заключается в  отношении к музыкальному фольклору, как к неотъемлемой части духовной жизни русского народа.

В процессе разработки Государственных образовательных стандартов начальной, основной средней и старшей школы  научно обоснована целесообразность введения образовательного направления, в котором реализуется системно-целостный подход к содержанию художественно-эстетического образования, предполагающий наряду с применением традиционного автономного преподавания видов искусств с элементами межпредметных  связей, введение интегрированных курсов на протяжении всего периода обучения- искусств (хореографии, театра, кино). В идее обогащения знаниями об искусстве на основе интеграционного компонента реализуется главная цель музыкального образования: в процессе восприятия, анализа-обсуждения музыкальных произведений и практической художественно-творческой деятельности развивать личностно-ценностное отношение к музыкальному искусству, способность к эмпатии и творческой самореализации, художественно-образное мышление.

Базируясь на исследованиях психологической науки в области возрастной психологии, теории развития способностей, теории самоактуализирующейся личности, цели, задачи, тематическое построение программ предметов художественно-эстетического цикла, в частности предмета «Музыка», реализуются поэтапно, в соответствии с дидактическими принципами последовательности, преемственности и непрерывности. На содержание школьного музыкального образования огромное влияние оказывает его «первооснова» - музыкальное искусство, которое постоянно обогащается новыми стилями, жанрами, именами. Поэтому, принимая во внимание разноплановое развитие современного музыкального искусства, одной из рекомендаций к программам по музыке, которая делает их открытыми, допускающими изменения, не догматичными, является вариативный подход к подбору соответствующего учебного материала, что даёт возможность учителю достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими качествами. Таким образом, современная национальная система музыкального образования создаёт реальную возможность постижения и осмысления ценностей музыкального искусства по принципу полицентрической интеграции в общем контексте целостного художественного образования, что определено как главный инновационный подход в концепции художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.

 Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации  Официальный информационный портал единого государственного экзамена Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге