ЧЕРЕЗ ВСЕ СТОЛЕТЬЯ

Школа «Музыка»... Пережила Великую Отечественную и 8 сентября 1945 года участвовала в закладке Московского парка Победы. Закалилась в трудностях послевоенных лет и в очередной раз выдюжила не без помощи сэра Пола Маккартни.


ВСЕ ОНИ КРАСАВЦЫ

Рожденная в XVII веке и полу- чившая мощное развитие в пер- вой четверти века XIX, когда военные музыканты стали исполнять разнообразные произведения не только на парадах, но для более широкого круга, традиция военно-музыкантских школ позволяла готовить из способных детей простых сословий исполнителей для полковых оркестров. Именно эти школы и заложили основу массового музыкального образования в нашей стране, так как специализированные светские музыкальные заведения созданы были значительно позже.

Тогда же у русской публики, особенно у ее женской половины, возникло и романтическое отношение к военным духовым оркестрам. Еще бы! Замечательно красивая форма Русской Императорской армии, гор- деливо гарцующие лошади, а впереди он – духовой оркестр с тамбур-мажором (тоже красавцем)...

Прервавшись ненадолго в результате революционных потрясений, военно-музыкантская традиция начала возрождаться в начала XX века в новых условиях – сказывалось огромное количество беспризорных сирот и нехватка грамотных музыкантов.


ВТОРОЙ ЭТАЖ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа No 8 с углубленным из- учением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга основана в год, который у нас куда больше ассоциируется с потерями, нежели с обретениями. Однако это живое свидетельство того, что и в далеком 1937-м в Стране Советов задумывались о будущем, напрямую связанном с детьми. Именно в то время, сотрясаемое политическими переменами, детдомовцев зачисляют в школы военно-музыкантских воспитанников. Номером один в таком списке стала ленинградская 1-я ЛШМВ, а ныне школа «Музыка» – единственная бережно сохраняющая свои традиции по сей день. Благодаря наличию в школе интерната современные дети из Северо-Западного региона получают не только достойную исполнительскую подготовку, но и возможность посещать музеи, театры, концертные залы Санкт- Петербурга.

Немалую роль играет и атмосфера дружелюбия, созданная в этихстенах, которые многие выпускники по-прежнему считают своим домом. Братство, зародившееся в му- зыкальном интернате, восхищает крепкой дружбой на всю жизнь и безупречной благодарностью своим учителям и воспитателям. Для многих занятия музыкой продолжаются в музыкальных колледжах им. Н.А. Римского-Корсакова, им. М.П. Мусоргского, No 3 и No 6, на музыкальных факультетах педвузов, в Санкт-Петербургской консерватории и СПбГИК, и в дальнейшем бывшие учащиеся уникальной школы поднимаются до уровня лауреатов международных конкурсов, артистов и солистов лучших оркестров мира, крупных музыкальных педагогов и концертмейстеров.

Так что памятная доска школы «Музыка» изобилует славными именами: В. Галузин, Б. Виноградов, В. Яковлев, И. Родионов – доценты Санкт-Петербургской консервато- рии; 12 человек трудятся в Мариинском театре, в их числе И. Про- кофьев, В. Бондаренко и Г. Никонов. Ольга Томилова – преподаватель Московской консерватории, солистка РНО под управлением М. Плетнева. В Музыкальном камерном театре работает заслуженный артист РФ, кандидат искусствоведения В. Ульянов, в Театре оперы и балета им. Мусоргского – К. Лобиков, Д. Макаров и М. Волков, а В. Градковский стал директором Театра им. Ленсовета. Куратором школы является В. Аввакумов, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории и артист симфонического оркестра филармонии. Г. Соколов, М. Зуй, А. Баринов – дирижеры военных духовых оркестров.

Как и восемь десятилетий назад, занятия в школе «Музыка» продолжаются по системе, объединяющей общеобразовательный и музыкальный циклы. Кабинеты располагаются на втором этаже здания, где с самого раннего утра до позднего вечера все наполнено мелодическим звучанием, вполне оправдывая название учреждения и навевая предчувствие, что вот-вот грянет увертюра и поднимется занавес.


ЭКЗАМЕН УСТРОИЛИ ДЕТИ

Однако на пути возрождения музыкальных традиций в 1-й Ленинградской школе военно-музыкантских воспитанников встали два обстоятельства. Первое объединяло школу со всей страной и героически преодолевалось всем коллективом: нехватка помещений, одежды, инструментов, продуктов – характерная для конца 30- х. Второе стало настоящим испытанием педагогической чести, так как самые способные учащиеся зачастую оказывались главными нарушителями внутреннего распорядка и учебной дисциплины. Сохранились воспоминания об их чрезвычайных выходках.

Собранные из детских домов, разного возраста и национальностей, воспитанники грезили о побегах – обычных или романтических, куда-нибудь в кругосветку по Ладожскому льду или в Америку с целью спасения угнетаемых афроамериканцев. В летописи школы упоминается даже штурм колокольни соседнего храма и опасные игры с самодельным оружием. С другой стороны «баррикад» стояли лучшие представители петербургско-ленинградской музыкальной элиты.

Главный дирижер Парада Победы на Красной площади – Семен Александрович Чернецкий – выпускник Петербургской консерватории 1917 года, замечательный тромбонист, педагог, композитор, создатель первых послереволюционных военных оркестров, которые тут же становились образцовыми в буквальном и переносном смысле. По его настоянию Народный комиссариат просвещения принял судьбоносное решение о создании нового типа школ (интернатов военно-музыкантских воспитанников), подписанное 8 января 1937 года.

Назначенный С.А. Чернецким директор 1-й ЛШМВ Антон Феликсович Поплавский служил ранее в должности капельмейстера в Ленинградском пехотном училище им. С.М. Кирова, был человеком старой закалки. Блестящий профессионал Абрам Михайлович Геншафт, беззаветно преданный музыке, возглавил школьный сводный оркестр. В качестве преподавателей были приглашены Анатолий Васильевич Березин, Михаил Николаевич Буяновский, Александр Бернгардович Гордон, Владимир Иванович Зинченко, Евгений Адольфович Рейхе, Лев Абрамович Теслер, способные передать исполнительские традиции Академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, Ленинградской государственной консерватории, Малого оперного театра. Преодолевать всякого рода трудности пришлось воспитателям-наставникам под руководством военкомов Н.И. Лигатко и В.П. Резункова, ставшего первым историографом школы.

Нынешний преподавательский состав, сложившийся за десятилетия работы учреждения, тоже неординарен. Почти все уже сложившиеся музыканты, артисты, педагоги. По традиции здесь всегда много преподавателей-мужчин – редкость для школы вообще, а для современной тем паче. Не вполне обычен и состав предметов. Помимо общего среднего и музыкального образования здесь дают знания и навыки, позволяющие освоить современные профессии. Так, в курс обучения включены музыкально-компьютерные технологии – основы звукомонтажа и звукорежиссуры, в ходе внеурочных занятий осваиваются и другие сегменты медийной сферы, связанные с использованием цифровой техники.

Не только учебные и творческие рубежи пришлось преодолевать руководителям, преподавателям и ученикам. Необычность заведения, его нетипичность для современной образовательной системы, особые условия, которые требуются для осуществления успешной работы, не раз приводили к решению избавиться от «проблемы», то есть перевести школу «Музыка» в удобный стандартный формат, что равносильно ее закрытию.

Одна из таких попыток самым неожиданным образом разрешилась при участии легендарного музыканта сэра Пола Маккартни, который доверил исполнение своего произведения Celebration смешанному хору музыкального интерната и защитил школу от реформации. И по мнению всех, кто учится и преподает в ней сегодня, школа должна остаться таковой и впредь.


РЕПЕТИРОВАЛИ ФРОНТОМ

Первые ученики ангелами не были, но освоение наук шло ударными темпами. Занятия по специальности начались сразу, как только поступили музыкальные инструменты (в апреле 1937-го). Очень быстро сформировался сводный оркестр школы, художественным руководителем и дирижером которого стал А.Ф. Поплавский. После репетиций оркестр проходил маршем от здания школы до Красной площади (ныне пл. Александра Невско- го). Целью этих маршей было научить оркестрантов «играть в движении», то есть играть и маршировать одновременно. Летом 1937 года оркестров в школе уже три. И 1 мая 1939 года музыканты старшего оркестра выступили в пара- де войск ЛВО на площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь), маршируя впереди сводного полка музыкантов, фронтом по 24 человека. В 1940 году создается совместный с ученицами 80-й школы ансамбль песни и пляски; хором руководит А. В Яковлев, хореографией – В. Н. Кашкан, энергичный и требовательный педагог, любимый учениками, несмотря на его нелегкий характер.

Музыкальные испытания, невзирая на трудности, проводятся каждый год, начиная с лета 1937-го. И по итогам плановой проверки Инспекции военных оркестров РККА осенью 1939 года школа получает почетный знак «Посеребренные фанфары» и переходящее Красное Знамя, которое устами воспитанника М. Ильина обещает никому никогда не от- давать. А в последние дни лета 1940-го проводится первый полноценный выпуск воспитанников – 48 человек.

Взлет известности и репутации учебного заведения в этот период почти невероятен: о 1-й ЛШМВ снимается фильм – не любительский, а на серьезной киностудии – для показа в кинотеатре «Новости дня». Выступления воспитанников звучат в радиоэфире (в преддверии 23-й годовщины РККА), перед учащимися лично выступает Исаак Дунаевский – кумир эпохи, чьи песни на слуху у каждого.

Такой встречает школа лето 1941 года, которое трагической чертой пройдет через жизнь многих ее воспитанников и преподавателей.


И БЫЛА ВОЙНА

Проводы выпускников и добровольцев на фронт – сначала в Ленинграде, потом в Галиче Ярославской области, куда школу отправили в эвакуацию, оказались на повестке дня. Идет поддержка фронтовиков и из дальней эвакуации, из поселка Балезино в Удмуртии. Несмотря на протесты самих воспитанников и стремление ряда преподавателей исполнить долг перед Родиной, правительство страны и руководство школы настаивают: здесь рождается будущее музыки, оно важнее и не должно умереть. Дети должны жить! Учиться, развиваться, хранить знания, доставшиеся им от опытных наставников, время которых было уже сочтено...

Вскоре после снятия блокады Ленинграда два оркестра школы – младший и старший – возвращаются в настрадавшийся родной град. 1 мая и 7 ноября 1945 года ее сводный оркестр участвует в парадах на Дворцовой площади. В июне 1945-го было выпущено 40 воспитанников, один был направлен в Высшую школу военных капельмейстеров, двое – в Москву для зачисления в оркестр Народного комиссариата обороны, и традиция осталась жива. И возродилась в послевоенные годы, когда вновь десятки юных музыкантов уселись за пюпитры в учебных классах нового здания на Расстанной улице, 20.

Нигде в мире так свято не хранят помять о Второй мировой (для нас – Великой Отечественной войне), как в России. Но есть у нас города, которые нужно называть «средоточием памяти»: Сталинград (Волгоград), Курск, Ленинград (Санкт-Петербург). Вглядитесь, вот она – Доска Памяти школы «Музыка»!

Медалью «Партизаны Отечественной войны» награждены: Юрий Герасимов (воевал в составе разведки 9-й Ленинградской партизанской бригады), Алексей Колотьин, Борис Слободинский, Борис Серебрянский.
Участники военных действий: Дмитрий Степуков, Михаил Макарец, Исаак Виговский, Михаил Ильин, Алексей Карихин, Николай Колонтарев, Анатолий Кудрявцев, Николай Петров, Григорий Усыскин.
Погибли на фронте: Петр Ступак, Демьян Бондаренко (младший лейтенант РККА), Антон Ткачук (старшина отдельного батальона связи РККА), Иван Сидоров.


РАССКАЖЕТ КНИГА

Выпускники школы, сложившиеся как музыканты, приходят сюда работать в качестве преподавателей и воспитателей, приводят своих детей, внуков и даже правнуков. В общем, школа продолжает жить той насыщенной музыкальными традициями жизнью, что и в первые годы своей бурной молодости. И хотя военная составляющая из курса обучения практически исчезла и школой многие годы руководит гражданский человек – Ирина Олеговна Товпич, как и прежде тишину коридоров и окрестных дворов будят школьные оркестры: сводный, средний, младший, народных инструментов, джаз-банд, ансамбли скрипачей, блок-флейтистов, барабанщиков. Да и традиция идти в военные музыканты не исчезла из действительности, каждый раз возвращаясь к истокам. Об этом и о многом другом сотрудники и выпускники школы расскажут в книге, которую они вместе готовят к юбилейному празднику. Книга, которая вновь напомнит:

Какая сила в духовых оркестрах! Какая сила и какая грусть...

В разные годы талантливо руководили духовыми оркестрами Георгий Михайлович Тараянц, Абрам Исаевич Рабинович, Валерий Семенович Медведев, Валентин Георгиевич Ефимов, Семен Семенович Чебушов, выпускники кафедры военных дирижеров МГК им. П.И. Чайковского Евгений Валентинович Комаров, Юрий Александрович Жуланов, Игорь Владимирович Касприв. Каждый из них воспитал в юных духовиках взаимовыручку и ответственность, обеспечил им путевку в жизнь.

Инструментальный состав школьного духового оркестра поражает: флейты, гобои, кларнеты, саксофоны, валторны, трубы, теноры, баритоны, тубы, ударные инструменты. Не трудно представить, с каким восторгом встречают этих замечательных ребят наши современники во время многочисленных городских праздников. Ведь его репертуар – это самый широкий диапазон произведений: от крупных классических форм до эстрады и джаза. Нет-нет да и промелькнет ностальгическая нота ушедших эпох, и невольно вспомнится поэт: «И флейта грустит осторожно – Такая, мол, вышла судьба. И дальнюю память тревожа, Поет полковая труба...»

За плечами оркестра и его руководителей – множество заслуженных побед на конкурсах и фестивалях всех уровней, от городских до международных. А крепчают ребята физически и получают первый оркестрантский опыт в составе младшего духового оркестра для учащихся 3–5-х классов. Ведь духовики, маршируя по улицам и площадям, несут в руках свои инструменты, сверкающие медью, серебром и сталью.

И началом победного марша стал 1993 год. Коллектив стал лучшим в Международном фестивале юношеских духовых оркестров, во Всероссийском фестивале «Салют, Победа!», Международном конкурсе «Юные дарования», несколько лет подряд блистал в городских смотрах-конкурсах детских духовых оркестров и других, – заслуг столько, что все их не перечислить! И не только благодаря дирижерам, но и педагогам музыкального интерната – Якову Соломоновичу Лейкину, Ларисе Владимировне Каминской, Павлу Алексеевичу Кричашвили, Людмиле Федоровне Васильевой, Валентине Николаевне Генераловой, Елене Васильевне Друговой, Сергею Васильевичу Болотину, Нине Михайловне Основиной, Галине Николаевне Чичихиной, Нине Григорьевне Малеиной, Лидии Николаевне Долбиловой, Татьяне Владимировне Буковской, Татьяне Владимировне Севастьяновой. Они окружали каждого воспитанника заботой, вниманием, идущими от сердца, всю свою профессиональную жизнь, что отозвалось бесконечной нежностью и благодарностью со стороны выпускников.

Школа дает дорогу тем, кто одарен, однако ставит на первое место воспитание Человека. Как сказала Ирина Олеговна Товпич, «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не как композитор – через музыку, не с помощью красок, как художник, а напрямую, воспитывая своими знаниями и любовью, своим собственным отношением к миру».

Помня о своем прошлом, Школа «Музыка» ни на шаг не отстает от дня сегодняшнего и, готовясь встретить круглую дату – 80-летие, не только помнит о годах, канувших в Лету, но и хранит и преумножает образовательные традиции профессионального музыкального воспитания духовиков.

Нина ОСНОВИНА, Ольга МИХНЮК


Статья опубликована в газете "Играем с начала" (www.gazetaigraem.ru), 10 (147) выпуск октябрь 2016 г.

Сейчас на сайте 203 гостя и нет пользователей