Быданова Н. В. - Общеобразовательное значение курса математики

Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит прежде всего в тех общих понятиях, которые он дает и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни.

С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов.

Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Ее абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения. Со словами А. Д. Александрова трудно не согласиться.

Математика нужна во всех сферах человеческой деятельности. Она нужна инженеру, военному, биологу, конструктору, программисту…

Математика используется в архитектуре – различные принципы пропорционирования, а также бордюры, орнаменты. В основу орнаментов входят правильный треугольник, квадрат, прямоугольник, параллелограмм, правильный шестиугольник. С помощью симметрии простая клякса превращается в затейливые узоры.

«Мне любо изречение древнего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начали обучаться живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии. Наши наметки, в которых изложено всё искусство живописи во всём безусловном совершенстве, будут легко поняты всяким геометром, но невежда в геометрии не поймёт ни этих, ни каких-либо иных правил живописи. Поэтому я и утверждаю, что живописцу необходимо обучаться геометрии» (А. Альберти).

Научные открытия показали, что золотое сечение составляет основу многих природных явлений. Тысячи разнообразных форм снежинок (более 6000) объединены законом поворотной симметрии 6–го порядка. Двойная спираль молекулы ДНК также симметрична.

Закон золотого сечения имеет место и в музыке, и в архитектуре, и в живописи, и в литературе. На своих уроках, при изучении нового материала, я рассказываю ребятам, где используются эти знания, по возможности добавляю задачи с практическим содержанием. Особенно легко это удается на уроках геометрии, при устном счете на уроках алгебры, при изучении темы «Дроби», «Проценты» и т. д. Это повышает интерес к математике и мотивацию к ее изучению. Показать, связь математики с жизнью и природой, показать, как полученные знания можно применить на практике - это один из моих принципов обучения математике.

Образование будет ясным, а потому и прочным и основательным, если все то, что преподается и изучается, будет не темным и путаным, но светлым, раздельным, расчлененным, словно пальцы руки. Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение – это еще один принцип моей педагогической деятельности.

Следующий принцип - это сотрудничество. Когда ученику не навязывается единственно верное решение задачи, а ребенок пробует свои способы и они бывают очень не плохи. Не говоря уже об уроках геометрии, где существует несколько способов решения задачи или доказательства теоремы. Учитель только корректирует, и может, задает наводящие вопросы.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способностей ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. В этом мне помогает метод работы в группах. Когда ребятам предлагаются задания различной степени сложности. При этом они сами распределяют эти задания между собой. Заданий должно быть столько, сколько человек в команде, или больше.

При этом ребята вместе решают, обсуждают непонятное. И принести балл своей команде может даже тот, кто проболел и видит такие задания впервые. Ребята как-то ухитряются объяснить ему в 2-3 минуты то, что я объясняла пол-урока. Дело в том, что нужно, чтобы сходил к доске каждый, иначе выставляется не балл, а 0,5 балла, потом 0,25 и т.д., вот и приходится восполнять пробелы в знаниях внутри команды очень быстро. Затем капитан решает, кто пойдет к доске. Учитель в этот процесс не вмешивается, он только проверяет решение и выставляет баллы. Ребятам такие уроки очень нравятся. Они проходят оживленно, такого внимания к решению отвечающего у доски на обычном уроке не увидишь. Здесь неподдельные эмоции, переживание. Считаю, что такой способ закрепления материала очень эффективен, даже на 6-ом уроке.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – принцип комфортности обучения и воспитания.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

Сейчас на сайте 219 гостей и нет пользователей