Для наших учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь при этом многим нравится сам предмет.
Как можно сделать опрос увлекательным и интересным, вот над этим вопросом я и работаю.
Считаю своей основной целью при опросе не оценку, а выявление уровня реальной обученности ребёнка. Это помогает мне оперативно принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса и методики обучения.
Систематический опрос позволяет мне выявлять состояние знаний учащихся в любой период обучения, определять, насколько каждый ученик успешно и последовательно усваивает биологические знания, овладевает практическими умениями изучения различных тем данного курса.
Проверяя усвоение учебного материала, есть возможность вступать в тесный контакт с учащимися для выяснения способности к учению каждого обучаемого мной школьника. Это обеспечивает индивидуализацию подхода учителя к учащимся и создаёт предпосылки объективной оценки их биологических знаний и умений.
Вместе с тем систематический опрос является стимулом учебной деятельности на уроках биологии для самих учащихся, так как результаты опроса показывают им все их достижения, пробелы и ошибки в усвоении учебного материала.
Кроме того, оценка знаний и умений школьников полученная при опросе служит ориентиром для родителей, информируя об учебном труде их детей и нацеливая, в случае необходимости, на согласованные действия с учителем по устранению причин, снижающих успеваемость.
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах:
-фронтальной и индивидуальной беседе или игре,
-фронтальной и индивидуальной письменной работе (тесты, работа с терминами и технологическими картами, работа с рисунками, ребусами, кроссвордами, мини- сочинения),
-комбинированной (опрос с применением разнообразных форм, методов и средств),
- с использованием компьютера и возможностей мультимедийного оборудования.
В связи с тем, что социальный заказ на возможность дальнейшего обучения в вузе и других учебных заведениях означает, что выпускник должен владеть не только определённой суммой знаний, но и соответствующими умениями и навыками, я ставлю перед собой при опросе следующие задачи:
• Выявить объем теоретических знаний, усвоенных учащимися.
• Закрепить полученные знания.
• Определить уровень реальной обученности ребёнка для принятия определённых решений по совершенствованию учебного процесса и методики обучения.
• Придать значимость биологическим знаниям в жизни каждого человека
Остается только сказать, что, насколько эффективно будет проходить опрос на уроке, зависит только от нас, учителей. Если фантазировать, искать и находить интересные решения, то тогда ученики будут с удовольствием не только слушать, но и отвечать на наших уроках!